СОДЕРЖАНИЕ
1.
Содержание …………. …………………………………………………….2
2.
Введение…………………………………………………………………….3
3.
Паспорт Программы ……………………………………………………….4
4.
Пояснительная записка……………………………………………………5-9
5.
Учебный план ……………………………………………………………..10
6.
Календарно-тематический план ………………… ………………………11
7.
Содержание образовательной деятельности…………………………….12-31
8.
Условия реализации Программы ………. ………………………………..32
9.
Литература …………………………………………………………….…... 33
1
ВВЕДЕНИЕ
«Волшебное фортепиано»
-
дополнительная общеразвивающая программа
индивидуального обучения дошкольников игре на фортепиано.
Составитель: Алиева Аминат Абдулманаповна
Программа «Волшебное фортепиано» предназначена для работы с детьми 5-6
летнего возраста, обладающими интересом к музыкально-исполнительской
деятельности в форме игры на фортепиано и потенциальными способностями к
данному виду художественно-эстетической деятельности (музыкальный слух,
гибкость и пластичность игрового аппарата).
Представленная в программе система обучения предполагает индивидуализацию
содержания и темпов его освоения.
Разучивание
простых
мелодий,
по
тематике
связанных
с
основным
образовательным содержанием текущего периода, дает детям возможность
представить продукты своей музыкальной деятельности на праздниках, концертах,
конкурсах, презентациях…
Программа может быть полезна музыкальным руководителям ДОУ, обучающим
детей элементарному музицированию, как одному из направлений художественноэстетического развития детей.
2
Паспорт программы
№
п/п
Наименование
Программы
«Волшебное фортепиано» - дополнительная
общеразвивающая программа индивидуального обучения
игре на фортепиано
1. Основание для
разработки
Программы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 07.021992г. №2300-1 «О защите прав
потребителей»;
- Положение о дополнительном образовании в
МКДОУ «Детский сад «Василек»;
Договор между МКДОУ «Детский сад «Василек» и
родителями (законными представителями) ребенка.
2. Заказчики
Родители (законные представители) воспитанников МКДОУ
«Детский сад «Василек».
368 114, РД, Кизилюртовский район, с. Комсомольское, ул.
Ленина, 32, тел. 8(928) 802-01-79, е-mail:douvasilek@bk.ru
Дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Алиева Аминат Абдулманаповна
3. Организация
исполнитель
4. Целевая группа
Составители,
исполнители
Программы
Цель
Программы
Задачи
Программы
Срок реализации
Программы
Удовлетворение образовательных потребностей семьи по
приобщению ребенка к основам игры на фортепиано.
1. Предоставить детям, обладающим интересом и
способностями к музицированию, возможность реализовать
свой творческий потенциал.
2. Способствовать овладению детьми основами нотной грамоты
и умением воспроизводить музыкальные звуки (мелодии) на
основе их нотной записи.
3. Содействовать развитию гибкости кисти и пластичности
движения рук, как условию грамотной постановки игрового
аппарата.
4. Обучать детей исполнению несложных музыкальных
произведений фольклорного, песенного и танцевального
характера.
5. Приобщать детей к основам сценической культуры в ходе
представления концертных номеров.
1 год
3
Пояснительная записка
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования ориентирует педагогов дошкольной организации на раскрытие и
развитие творческих способностей детей, в том числе, и в области музыкального
воспитания.
Одной из сфер музыкально - исполнительской деятельности является
музицирование, к которой дошкольники проявляют достаточно большой интерес.
Влияние музыкальной деятельности на развитие личности ребенка неоспоримо.
Занятия музыкой развивают индивидуально – личностные качества ребенка и
помогают ему приобщаться к деятельному образу жизни.
МКДОУ «Детский сад «Василек» обладает ресурсами приобщения детей к
основам исполнительского искусства через организацию кружка индивидуального
обучения игре на фортепиано «Волшебное фортепиано».
Цель:
Удовлетворение образовательных потребностей семьи по приобщению ребенка к
основам игры на фортепиано.
Задачи:
1.Предоставить детям,
обладающим
интересом и
способностями
к
музицированию, возможность реализовать свой творческий потенциал.
2. Способствовать овладению детьми основами нотной грамоты и умением
воспроизводить музыкальные звуки (мелодии) на основе их нотной записи.
3. Содействовать развитию гибкости кисти и пластичности движения рук, как
условию грамотной постановки игрового аппарата.
4.
Обучать
детей
исполнению
несложных
музыкальных
произведений
фольклорного, песенного и танцевального характера.
5. Приобщать детей к основам сценической культуры в ходе представления
концертных номеров.
4
Технические
элементы музыкальной
компетентности ребенка,
посещающего кружок (конец учебного года):
-
правильная (или близкая к правильной) постановка игрового аппарата;
-
овладение основами нотной грамоты;
-
овладение элементарными приемами звукоизвлечения и исполнения мелодий с
малым диапазоном звуков и простым ритмическим рисунком;
-
овладение метро - ритмическими и координационными умениями;
-
способность
к
музыкальному
восприятию,
голосовому
и
инструментальному отражению звуковысотного ряда первой октавы;
- проявление творческой инициативы музыкальной импровизации.
Для успешного овладения техникой элементарного музицирования ребенку
необходимо: развитость музыкальной и зрительной памяти, знание нот и их
расположения на нотном стане, мышечное и слуховое чувство клавиатуры в разных
регистрах,
способность
визуально
представить
целостность
музыкального
произведения, умение эмоционально выразительно передавать его характер с
помощью темпо – ритма, силой и динамики звуков.
Принципы:
принцип индивидуализации - соответствия содержания индивидуальным
возможностям, способностям и интересам ребенка;
-
принцип
факцинации
–
вовлечения
через
увлечение
(представление
собственной и концертной музыкально-исполнительской деятельности);
-
принцип визуальной символической опоры (цветовая символизация нот на
нотном стане и на клавишах инструмента);
-
принцип образного представления содержания музыкальных произведений;
-
принцип приоритетности игры при обучении технике постановки руки,
тренировки мышечного и суставного аппарата;
5
-
принцип здоровьесбережения – исключения физического и психического
перенапряжения организма ребенка;
-
принцип многократности повторения элементов музицирования с целью их
закрепления на уровне двигательной, зрительной и слуховой памяти;
-
принцип аккомпонировнаия – интеграции действий музицирования с
вокальным или танцевальным исполнением;
-
принцип практической ценности музыкального продукта – применения
музыкальных номеров как инструментального сопровождения вокального и
хорового пения, танцевальных движений, самостоятельного концертного номера и
сольного элемента оркестрового исполнения;
-
принцип
презентабельности
продуктов
музыкально-исполнительской
деятельности и музыкальной импровизации.
Предполагаемые результаты:
1. Устойчивый интерес детей-участников кружка к музыкально - исполнительской
деятельности и желание ее продолжить в период школьного обучения.
2. Овладение детьми основами нотной грамоты.
3. Овладение элементарными способами извлечения звуков разной длительности и
силы.
4. Овладение техникой исполнения двух-трех мелодий.
5. Удовлетворенность родителей качеством исполнения заказов.
Педагогическая технология обучения детей.
Процесс обучения детей игре на фортепиано в условиях студии «Волшебное
фортепиано» происходит на индивидуальных занятиях. На
занятиях дети
постепенно осваивают основные пианистические умения: положение корпуса за
инструментом, свобода и пластичность рук, координация движений и приемы
звукоизвлечения. Осваивается метроритмическое содержание, закладываются
6
основы
чтения
нотного
текста.
Ребенок
знакомится
с
разнообразными
произведениями различных жанров.
Произведения для музицирования отбираются с учетом индивидуальных
возможностей и способностей ребенка, а также особенностей его психофизического
развития. Произведение в течение ряда занятий тщательно прорабатывается и
доводится до уровня публичных выступлений в концертах, конкурсах, фестивалях.
Работа над произведением, осмысление его образного содержания происходит
через игру – показ руководителя, использование художественных иллюстраций,
образов литературных героев. Преобладающей формой организации детей и
представления музыкальных образов в работе с дошкольниками является игра.
Основной метод знакомства ребенка с музыкальным произведением – собственное
исполнение руководителем студии. Слушая игру взрослого, ребенок старается
запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание
произведения в целом.
В ходе непосредственного обучения детей элементарному музицированию,
педагог использует следующие методы: словесные (объяснение, беседа, рассказ,
подбор
ассоциаций,
образных
сравнений);
наглядно-слуховой
(показ
с
демонстрацией пианистических приемов, наблюдение процесса исполнения);
практические (упражнения музицирования на инструменте, чтение нот с листа и их
воспроизведение на музыкальном инструменте, разучивание и исполнение простых
музыкальных произведений).
Детям гораздо интереснее разучивать произведение, если его исполнение
предназначено не только для слушания в концертной программе, но и для
аккомпанирования вокальному и хоровому пению, танцевальным движениям или
сольному звучанию в оркестре. Каждое из разучиваемых произведений репертуара
маленького музыканта подобрано из числа песен.
Слова в данном случае помогают ребенку представить образ произведения,
осмыслить и передать его характер. После того, как произведение готово к
7
исполнению на публике, оно разучивается уже на уровне аккомпанемента или
ансамблевого исполнения.
Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход,
учитывающий возрастные особенности и физические данные ребенка. Основные
методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование.
Программа предполагает вариативность обучения так, как темп развития каждого
ребенка индивидуален.
Для наиболее полного раскрытия творческих способностей ребенка необходимо
создать доброжелательный, уютный микроклимат занятий в студии. Взаимосвязь и
тесный контакт с родителями – также одно из основных условий реализации данной
программы.
***
Ребенок и музыка: встреча их - чудо
Восторга эмоций, души пробужденья!
Волшебные звуки чувства разбудят,
Откроют чудесный мир вдохновенья.
Чтоб к музыке искорки интереса
Смогли разгореться в пламя любви,
Должны мы быть рядом с ребенком, и вместе
С ним по дороге творенья идти.
И пусть музыкантом ребенок не станет –
Природа талантом не всех одарила,
Но с музыкой он красоту познает,
Поймет, что она – созидания сила!
В страну музыкального очарования
Откроем мы двери для малыша.
И станет богаче его сознание,
И не очерствеет его душа.
8
Учебный план
№
Разделы
Кол-во
часов
1
1.
Диагностика интересов и способностей детей
2.
Знакомство с инструментом и особенностями игры на
фортепиано
1
3.
Обучение ребенка посадке за инструментом, положении
рук и корпуса. Игровые упражнения на пластичность и
гибкость игрового аппарата
3
4.
Знакомство с основами нотной грамоты
2
5.
Работа над элементарными приемами звукоизвлечения
4
Разучивание простых музыкальных произведений
20
Представление музыкального продукта на уровне
публичных выступлений в праздничных концертах
4
Итоговая диагностика детей по критериям качества
результатов образовательной деятельности
1
Всего часов
36
6.
7.
8.
9
Календарно-тематический план
№
Этапы
Содержание
обучения
п/п
1.
Вводный
2.
Начальный
3.
4.
5.
6.
Период
- Диагностика детей (музыкально-ритмический слух,
эмоциональная восприимчивость к музыке, интерес к
музыкально- исполнительской деятельности)
- Знакомство с инструментом, слушание яркого знакомого
музыкального произведения в исполнении руководителя
студии (либо кого-то из родителей – профессиональных
музыкантов).
- Собственные музыкальные пробы ребенка
1 неделя
сентября
2 неделя
сентября
- Обучение ребенка посадке за инструментом, положении
рук и корпуса.
- Игровые упражнения на пластичность и гибкость игрового
аппарата.
3-4 неделя
сентября
1-2 неделя
октября
Учебный
- Знакомство с основами нотной грамоты.
- Работа над элементарными приемами звукоизвлечения,
как компонентами техники фортепианной игры.
Тренировочные упражнения по звукоизвлечению.
3-4 неделя
октября,
1-4 неделя
ноября
Основной
Разучивание простых музыкальных произведений с малым
диапазоном звуков и простым ритмическим рисунком:
- «Пирожки» (сл. Н. Кукловской, муз. А Филлипенко);
- «Елочка» (сл. З. Александровой, муз. М. Красева);
- «Зайчики и лисичка» (сл. В. Антоновой, муз. Г.
Финаровского);
- «Кап-кап» (сл. и муз. А. Финкельштейна);
- «Детский сад» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филлипенко)
Презентация Представление музыкального продукта на уровне
публичных выступлений в праздничных концертах:
- праздничная программа ко Дню матери;
- новогодние праздники;
- развлечение ко Дню Земли;
- праздник «Выпуск в школу».
Заключительный
- Итоговая диагностика детей по критериям качества
результатов образовательной деятельности.
- Анкетирование родителей по критерию
удовлетворенности.
- Анализ результативности деятельности студии на
итоговом педагогическом совете.
декабрьмай
4 неделя
ноября
4 неделя
декабря
3 неделя
марта
4 неделя
мая
5 неделя
мая
10
Содержание образовательной деятельности
В доигровой период основное внимание уделяется специальным гимнастическим
упражнениям, благодаря которым ребенок получит возможность почувствовать
свое тело, выработает осанку, укрепятся мышцы спины, развивается свобода рук.
Этапы обучения:
1. Доигровой этап - заключается в подготовке оппорно - двигательного и
игрового аппарата (положение тела, развитие свободы рук, посадка за
инструментом).
2. Тренировочный
этап
–
развитие
игрового
аппарата,
двигательный
самоконтроль.
3. Игровой этап – разучивание фрагментов музыкальных произведений и
целостных композиций.
4. Репетиционный этап - отработка техники исполнения произведения.
5. Этап презентации – представление разученного произведения.
Доигровой этап
Доигровой этап делится на ряд структурных компонентов, направленных на
подготовку игрового аппарата. Его содержание
включает в себя различные
игровые упражнения и этюды.
Особое внимание на данном этапе уделяется формированию правильной осанки.
Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет работу мышц плеча, спины, груди,
плечевого пояса. Правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину,
оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги, помогут ребенку
специальные
упражнения,
которые на
начальном этапе
проводятся
без
приближения к инструменту.
Серия упражнений «Шалтай - Болтай»
1 вариант:
11
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед.
Начинаем покачивать руки навстречу друг другу, то скрещивая, то разведя их в
стороны. Одновременно с этим наклон увеличивать, а затем, постепенно
распрямляясь, возвращаться к исходному положению.
2 вариант:
Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему
корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка
подгибаются. После этого медленно выпрямляться, принимая первоначальное
положение.
3 вариант:
Стать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они
весят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одной рукой взад
- вперед, как маятник, все выше, пока рука не начнет кружиться по инерции вокруг
плеча, как ветряная мельница. То же другой рукой.
Упражнение «Боксер»
Упражнение полезно для ощущения целостности рук. Для того, чтобы
почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой
выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. Плечи не поднимать.
Упражнение «Дирижер»
Упражнение способствует развитию пианистических движений, помогает
включить в работу все мышцы. Ребенок «дирижирует» под музыку. Следим за
правильным дыханием, плечи не поднимаются, грудные мышцы расправлены,
осанка ровная.
Упражнение «Новая кукла»
Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5 -10
секунд). Выполнять несколько раз.
12
Упражнение «Сломанная кукла»
Исходная позиция - «новая кукла». Покачиваем туловищем с прямой спиной
вперед и назад. Затем расслабиться, остановиться - кончился завод.
После освоения детьми выше описанных упражнений на формирование осанки и
раскрепощение игрового аппарата, начинается этап обучения правильной посадке
за самим инструментом. При этом, положение корпуса - это первое, на что следует
обращать внимание при организации аппарата «пианиста».
Правильная поза: ноги опираются на подставку, руки свободно лежат на коленях.
Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня»,
проходящего вдоль спины, погнутости торса. При этом лопатки прилегают к спине,
грудь открытая, плечи опущены. Их лучше по возможности не поднимать и не
выдвигать, а сохранять спокойными во время игры. Наиболее удобна посадка, при
которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь заранее.
Упражнение «Спуск с горы»
Ребенок садится на пол - стула, на такой высоте, чтобы от плеча до кисти
получился покатый, плавный спуск, как с горки, локти висят спокойно. Поможет
ему в принятии такого положения представляемый образ плавного спуска с горы на
санках, без трамплинов и ям. Это сравнение позволит ребенку самостоятельно
контролировать себя. Если ребенок затрудняется, педагог поправляет положение
его тела своими руками.
Тренировочный этап
Для успешного овладения ребенком первоначальными приемами музицирования
важно подготовить кисть руки. В музыкально - педагогической практике широко
распространена и закреплена своя терминология частей руки. Для начала, вместе с
детьми рассматриваем и запоминаем строение рук: плечо - часть руки от локтя до
плечевого сустава; предплечье - часть руки от локтя до запястья; кисть - ниже
запястья.
13
Очень подробно останавливаемся на рассмотрении и изучении самой кисти.
Параллельно сустав кисти часто называем сводом, т.к. это название несет в себе
образность представления: свод - это округлая форма суставов кисти с мышечной
упругостью.
Ребенку можно предложить красиво обрисовать свою кисть в альбоме и
запомнить название каждого из пальчиков, а также его составляющих (сустав, свод,
фаланга, подушечка). Для более легкого запоминания можно использовать
пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Семейка»
Первый палец – большой. Он главный, как дедушка мой.
Второй - указательный. Как бабушка он старательный.
Третий, средний – это папа. Выше всех он, так и надо.
Четвертый – безымянный. Он, как наша мама.
Пятый, мизинец – это я! Малышом зовут меня!
Для развития у малышей ощущения своих пальцев существует много полезных
забав. Так, стихотворение «Пять маленьких братьев» из сборника Л.П Хереско
«Музыкальные картинки» поможет детям запомнить порядковые номера и
названия пальчиков.
Используются также упражнения, которые помогают ребенку научиться
чувствовать палец, не подсчитывая его номер.
«Почувствуй и назови номер пальца»
1 вариант:
Ребенок кладет две руки на стол и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до
какого - либо пальца, и ребенок называет его номер.
2 вариант:
Педагог прижимает несколько пальцев ребенка сначала на одной руке, затем
сразу на двух. Ребенок называет номера, начиная с левой руки.
14
Например: 5, 3, 2 и 4-3.
3 вариант:
Ребенок поворачивается к педагогу спиной, держа руки за спиной. Педагог
касается нескольких пальцев, тот называет номера. У ребенка складываются новые
ощущения своих пальцев.
«Приказы пальчикам»
Игра проводится у стола. Педагог называет число, например - четыре.
Ребенок выкладывает четвертые пальцы обеих рук сразу, и т.д.
После того, как ребенок освоил подобные упражнения, начинается работа по
непосредственной постановке руки. Педагог объясняет, что
«семья» пальчиков должна находиться в «разъединенном» положении. Пальчики
не должны «слипаться» друг с другом, так как каждый будет действовать
самостоятельно. Для правильной постановки руки так же используются различные
упражнения.
«Строим домик»
Из кисти «строим домик» на столе, слегка раздвигаем пальчики - это окошки.
Пальчики ставим только на подушечки. Между 1-м и 2-м пальчиком образуется
«овальное окошко». У каждого пальчика обязательно насчитываем три косточки бугорка - это места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти.
Замечаем, что у 1-го (большого) пальца особенная форма: у него видны только два
«бугорка», а не три, и они смотрят в сторону.
«Поцелуй с карандашиком»
Для того, чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо
кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем в игру —
«поцелуй с карандашиком»: подушечками (кончиками) пальцы по очереди
«здороваются» с карандашом (на конце карандаша мягкая резиночка).
Естественно, свободная кисть имеет округлую форму и соответствует
пианистическим требованиям ее организации. В этом можно убедиться, глядя на
15
кисть руки свободно висящей вдоль корпуса: пальцы полусогнуты, не напряжены,
не сжаты - кисть имеет пианистически правильную форму. Эта природная
организованность кисти и используется в упражнениях, проводимых у стола.
«Барабанщик»
Цель этого упражнения - создать у ребенка зрительное представление о
правильной форме кисти. Ребенок садится за стол, руки (левая, а затем правая)
лежат на столе от локтя до кисти: локти слегка отведены от корпуса, пальцы
сводной кисти округлены и касаются поверхности стола «подушечками», как бы
отбивая (барабаня) ритм мелодии. Выстукиваем попеременно каждой рукой ритм
стиха всеми пятью пальцами.
Например:
«Весна, весна! В легком платьице она».
Так как кисть в этом упражнении расслаблена, у ребенка часто возникает
ощущения пружинности свода, поэтому необходимо продолжить это упражнение,
простукивая ритм стиха парами пальцев, т.е. всеми пальцами по очереди в
соединении с первым 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
Первый палец, как бы противостоящий каждому из играющих с ним пальцев,
помогает ощутить свод как пружинистую арку. Упражнение можно выполнять
постоянной аппликатурой или изменять еѐ.
Например:
Вес – на,
вес – на 1 – 5 1 – 5 – 5 1 – 5
Лев. Пр.
лев. Пр.р.
В лег – ком
1
-2
пла – тьи – це
1–2
1-3
о – на
1 -3 1 – 4 1 – 5 – пр.р.
Выполнять это упражнение в 3–х вариантах последовательно (всеми пальцами
вместе, парами, затем отдельно каждым), мы достигаем нескольких целей:
определяется правильное положение локтя, форма кисти, создается ощущение
свода, тренируется самостоятельное движение запястья.
16
Это упражнение можно перенести на фортепиано.
Упражнение «Бабочка»
1 этап:
Рука плавно поднимается и кладется на пюпитр, пальцы свободно раскрыты:
бабочка расправила крылья и греется на солнышке.
2 этап:
Рука плавно поднимается и опускается на черную клавишу, на 3 палец.
Остальные пальчики слегка собираются. Бабочка села на веточку и собрала
крылышки. Бабочка тонкая, легкая, поэтому звук слышим тихий, нежный.
Игровое упражнение на постановку руки «Подснежник»
1 вариант:
Ребенок сидит на стуле, руки лежат на коленях. Представляем, как растет
подснежник – правая рука плавно поднимается и опускается, кисть весит
расслабленная, как цветок подснежника.
Ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается, как
ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. То же - левой рукой.
2 вариант:
Поднять руку как в упражнении «Подснежник», и, расслабив, бросить на колени.
То же, но кисть собрана и пальцы поджаты (расслабленный кулачок). То же, но рука
падает на подушечки пальцев.
То же, но рука падает на 3 палец, сначала на колени, потом на стол или крышку
инструмента, затем на клавишу. Упражнение выполняем поочередно всеми
пальцами. 1 и 5 пальцы «падают» одновременно. Добившись устойчивости кисти,
играем каждым пальцем отдельно.
В доигровом этапе важно подвести ребенка к пониманию и ощущению того, что
вся рука от корпуса до кончика пальца – это целостный орган, единый рычаг,
работающий от плеча. С этой целью можно провести беседу на основе
17
самообследования руки и организации нескольких упражнений. Эти упражнения
способствуют раскрепощению руки (свободные естественные широкие движения
всей руки от плеча), а также развитию цепкости пальцев и чуткости ногтевых
фаланг.
Упражнение «Какой длины у нас пальчики?»
Ребенок лежит на животе. Руки вытянуты вперед, чуть в стороны, тело
расслаблено. Ребенок старается показать, какие у него длинные пальчики, при этом
напрягает и вытягивает всю руку. Затем, рука расслабляется, пальчики, за счет
округлости, становятся короче.
Упражнение «Рисуем в воздухе»
1 вариант:
Ребенок, поочередно вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, рисует в
воздухе воображаемые округлые линии, ощущая палец, как продолжение руки (вся
рука как бы один «длинный палец»).
2 вариант:
Ребенок «рисует» большие круги движения рук в разные стороны. При этом,
педагог предлагает ребенку следить за осанкой, не поднимать плечи. Руки
собранные, легкие.
Упражнение «Послушные руки»
Повороты вытянутых вперед рук ладонями вверх, нижним ребром вниз,
ладонями вниз, верхним ребром вниз.
При поворотах рук хорошо ощущается работа мышц плечевого сустава.
Игровой этап
Первые пианистические движения на фортепиано связаны с извлечением
отдельных звуков, т.е. с различными видами игры нон легато. В словесной беседе
и исполнении на инструменте педагог знакомит ребенка со всеми видами штрихов
сразу. У каждого штриха - свой образ. Нон легато - цапля, стоящая на одной ноге.
18
Слезки куклы в пьесе П.Чайковского «Болезнь куклы» исполняются портаменто:
слезка капает, растворяется.
Первое
извлечение
одного
звука
происходит
на
четыре
счета.
Последовательность действий: руки спокойно лежат на коленях; вспоминаем, как
«растет подснежник» - поднимаем правую руку и на счет «раз - два» - извлекаем
звук третьим пальцем; на счет «три - четыре» - кладем руку на колено. Извлекаем
звук спокойно, без суеты, в медленном темпе, обязательно дослушиваем до конца
звучаний струны. Для мускульного ощущения подъема руки и удобного положения
кисти (клавиатура под ладонью) играем на разных клавишах (белых, черных). В
момент звукоизвлечения необходимо обратить внимание ребенка на ощущение
того, как вес руки передается от спины к кончику пальца и через него клавише.
Таким образом, первые пианистические движения связаны с игрой нон легато.
Но конец пальца не должен выполнять только функцию опоры. Необходимо
заострить внимание ребенка на моменте контакта пальца с клавишей и объяснить,
что пальчик должен цепко и чутко ощущать «дно» клавиши. Для проверки понятия
цепкости кончика пальца можно проделать упражнение: повиснуть одной рукой на
кончике пальца, а другой попытаться стащить ее. Фаланги опорного пальца
стараться не скрючивать, держаться на «подушечке».
Игровое упражнение «Десять братцев»
Педагог рассказывает детям историю о десяти пальцах. 10 братьев - пальцев
пришли в гости к тете и хором поздоровались. Вышло так громко, что тетя
испугалась. Тогда братья решили, что будут молча кланяться, а кто-то, от имени
всех здороваться.
Выполняется упражнение: кисти и локти обеих рук лежат на столе. «Братья пальцы» приготовились к поклону - обе кисти поднимаются, предплечье лежит на
столе. Затем кисти опускаются в первоначальное положение - это «поклон». Далее
по выбору, например, вторые пальчики обеих рук произносят приветствие:
19
ногтевые фаланги делают цепляющее движение, при котором сустав ногтевой
фаланги образует тупой угол, но с места не соскальзывает.
Упражнение выполняем поочередно всеми пальцами. Движение кончиков
пальцев сопровождаем подтекстовкой «Здравствуй, тетя». Нижний сустав
(косточку) не выгибать.
Затем упражнение переносится на инструмент. Дети по указанию педагога поразному выполнять туше:
- «Здороваются» ясным, звонким голосом: кончик пальца совершает очень
цепкое движение - «подушечка» плотно прижимается к дну клавиши и делает
активно-цепляющее движение. Педагог следит за тем, чтобы активность ногтевой
фаланги не подменялась давлением руки на пальцы. При цепкости пальца кисть и
запястье свободны, легко изменяют свое положение.
- «Приветствуют»
тихим,
нежным
голосом.
Для
этого
палец
слегка
выпрямляется и, подтягиваясь в направлении к ладони, осторожно нащупывает
звучащую поверхность.
Упражнение «Катаем хлебные шарики»
Упражнение для выработки ощущения кончиков пальцев: катать воображаемые
хлебные шарики 1-2м, 1-Зм, 1-4м, 1-5м пальцами.
Серьезные трудности в пианистическом аппарате представляет организация
движений первого пальца, от неправильных действий которого возникает целый
ряд пианистических недостатков. Первый палец как - бы противостоит остальным
пальцам и его движения направлены встречно. Часто дети, не зная, как обращаться
с неудобным первым пальцем, прижимают его к кисти, прячут под ладонь, плохо
чувствуют ту часть «подушечки», которой первый палец должен играть и кладут
его полностью на клавишу. Все эти действия приводят к ошибкам при
подкладывании и перекладывании первого пальца в игре. Одной из основных
методических задач в организации первого пальца является необходимость создать
у ребенка впечатление о нем как
сильном, длинном, подвижном.
При
20
рассмотрении пальца педагог замечает, что, он состоит из двух фаланг, в отличие
от остальных пальцев, т.е. играя, он становится коротким. Но в свободных
движениях положение первого пальца сбоку позволяет использовать и третью
фалангу.
Вторая задача - научить ребенка владеть концом первого пальца - играть «цепко»
боковой частью подушечки.
Необходимо научить ребенка ставить первый палец на кончик, слегка приподняв
первый сустав над клавишей. Наряду с «тяжелым» состоянием он должен знать
ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец «не уходил» с
клавиатуры, когда играют другие пальцы.
Наиболее естественное положение первого пальца - слегка в стороне от ладони,
но так, чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами (как в тех
случаях, когда мы что-то берем).
Ладонь у основания первого пальца - широкая, раскрытая, мышцы между
пястными костями первого и второго пальцев - мягкие, ненапряженные. Первый
палец работает легко, без всяких усилий. Начальные упражнения нацелены на то,
чтобы дать ребенку представление о двигательных возможностях первого пальца и
соответствующие этому ощущения.
Упражнение «Рисуем круги»
Выполняем круговые движения в воздухе первыми пальцами сначала в одну,
затем в другую сторону. Следим, чтобы пальцы работали легко, без напряжения, а
мышцы
между основаниями
первого - второго пальцев оставались мягкими.
Палец в суставе не сгибать и не напрягать кисть.
Упражнение «Стирательная резинка»
Ощущению подушечки первого пальца поможет воображаемое упражнение:
первым и вторым пальцем держим стирательную резинку и работаем ею на листке
бумаги, выполняя стирательные движения. Затем убрать резинку и приподнять
21
второй
палец.
Первый
палец в это время
хорошо
ощущает
«свою
подушечку».
Упражнение «Скользим по клавишам»
Руку с собранными в кулак пальцами спокойно опускаем у крышки на любую
черную клавишу с опорой на внутреннюю сторону кулака (сустав первого пальца).
Почувствовав хорошую опору, медленно скользить по клавише по направлению к
себе, постепенно ставя первый палец в правильное игровое положение и перенося
на него вес руки.
Игровое упражнение «Разведчики»
1 этап:
Первый палец - наш разведчик, живет в лесу. Построим для него шалаш из
четырех пальцев, которые ставим на столе. У Шалаша крепкая, высокая крыша это суставы кисти. Проваливать свод нельзя - завалит разведчика.
Разведчик выходит на связь: первый палец проходит под ладонь и касается
пальца педагога, находящегося у наружной стороны запястья ребенка, «передает
письмо», затем возвращается в исходное положение. Обязательно сохраняем
неподвижность шалаша, крыши. Если при движении первого пальца под ладонью
запястье поднимается, то разведчик будет обнаружен.
При переносе этого упражнения на клавиатуру «шалаш крепится на одной
стойке» - третьем пальце. К примеру, третий палец находится на клавише «ре»,
первый же играет поочередно «до» и «ми». Соблюдаем условие неподвижности
кисти и запястья.
2 этап:
Упражнение выполняется вторым и первым пальцами. Второй палец берет белую
клавишу. После этого первый палец нажимает клавишу рядом и в этот же момент
пясть и пальцы быстрым, единым движением накрывают его: «прячем разведчика
22
от опасности». Накрывающее движение должно быть легким и быстрым «опасность велика», так, как только в этом случае кисть остается свободной.
После освоения указанных упражнений можно перейти к исполнению гаммы до
мажор - поочередно каждой рукой от «до» в противоположные стороны,
следующей аппликатурой: 1 - 2; 1 - 3; 1 - 4. Если пятый палец достаточно длинный,
то возможно играть гамму 1 и 5 пальцами.
Необходимо следить, чтобы первый палец после извлечения звука сразу же был
подведен под играющий вслед за ним палец — «разведчик, выполнив задание,
прячется».
Упражнение «Бантик»
Упражнение служит закреплению неподвижности кисти. 1 - 3 и 1 - 4 пальцы надо
как бы соединить «в колечко» или «бантик». Очень полезно упражняться, нажимая
сразу две соседние клавиши такой аппликатурой (нажать звоночек) и играть
подобным образом по всей клавиатуре.
Пятипальцевые упражнения
Играются аппликатурой гамм: Правая рука 1, 2, 3, 1,2 вверх и обратно
Левая рука 1, 2, 3, 1,2 вниз и обратно
Сустав запястья является важнейшей частью пианистического аппарата и
выполняет многообразные функции. Запястье изменяет, направляет, корректирует
23
движения, идущие от пальцев к вышележащим частям руки и в обратном
направлении.
Его можно назвать «дыхательным аппаратом» руки. Ребенка, начинающего
осваивать приемы звукоизвлечения необходимо вооружить всеми основными
движениями запястья (вертикальные, горизонтальные, вращательные) в виде
элементарных упражнений, одновременно или в быстрой последовательности: на
каждом занятии - новое, чтобы ни одно из движений не стало доминирующим.
Упражнения на вертикальные движения запястья
Упражнение «Наши ручки дышат»
Кисть поставить на 2, 3, 4 пальцы одновременно. Предлагается задание - «подышать
рукой»: движение запястья вверх (очень высоко) - вдох, вниз - выдох.
Педагог придерживает локоть, чтобы ребенок не двигал всей рукой, а только
запястьем. Ребенку предлагается делать «глубокий вдох» и «маленький выдох».
Чтобы найти нужную глубину вдоха можно представить свой палец под запястье
ребенка. Это упражнение желательно выполнять сначала на столе, затем на
клавиатуре. «Вдох» запястьем следует сделать над клавиатурой (пассивное
положение), «выдох» - на клавише. Исполнять всеми пальцами поочередно, каждой
рукой отдельно. Это упражнение формирует первый пианистический навык - нон
легато.
Игровое упражнение «Кузнечик»
Одновременно вводим вертикальное движение запястье — стаккато толчком,
при котором запястье делает «рессорное» движение вверх. Стаккато толчком
осваиваем в игровой ситуации. Все дети знают, что зеленый, добрый кузнечик
имеет длинные задние ноги и высоко прыгает. Он совсем не боится толстой
лягушки, которая охотится за ним. Он подпускает лягушку, а затем сильно
24
отталкивается от земли ногами, высоко взлетает и отпрыгивает очень далеко от
лягушки.
Учимся выполнять движения толчка своими руками сначала на столе, затем на
инструменте: Прикоснуться к поверхности клавиши - до дна клавиатуры остается
расстояние достаточное для толчка. Кисть несколько занижена - приготовились к
толчку.
Затем палец резким движением отталкивается от дна клавиши, а запястье
одновременно резко поднимается вверх. Рука взлетает и перемещается вправо или
влево. Приземляется кузнечик «на выдохе» запястья.
В случае затруднения в освоении упражнения, для передачи физических
ощущений, можно показать ребенку движение «ручным способом». Двумя
пальцами одной руки педагог держит ногтевую фалангу третьего пальца ребенка,
двумя пальцами другой руки - окольцовывает запястье. Сначала кисть приводится
в подготовительное положение - запястье несколько занижено. Затем педагог,
действуя одновременно двумя руками, осуществляет толчок ногтевой фалангой
третьего пальца в сочетании с резким поднятием запястье ребенка. Предполагаем,
что запястье - это «спинка» кузнечика. Если кузнечик, оттолкнувшись ногами,
хорошо выгнет спинку, то сможет прыгнуть далеко, и лягушка его не поймает.
Правильное овладение этим навыком занимает до двух недель, но затраты
времени оправданы, т.к. формируется одна из форм вертикального движения
запястья: снизу - вверх.
Упражнение «Лифт»
Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравниваем с движениями двух
лифтов в доме. Усложняем упражнение в таком порядке: руки опускаются: на
расслабленные кулачки; на все пальцы; на 1 и 5 пальцы; на каждый палец отдельно.
Упражнения на горизонтальные движения запястья Упражнение
«Машинка»
25
1 вариант:
На столе ребенок водит игрушечную машину то влево, то вправо (передний ход,
задний ход). Следим, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы,
держащие игрушку.
2 вариант:
Делим стол на две части - дорога для левой руки, дорога для правой руки. До
линии машину ведет левая рука, затем плавно перехватывает правая и ведет по
второй части стола, затем возвратное движение.
Упражнение «Рулевой»
Рулевым назначаем третий палец, занимающий центральное положение и самый
сильный. Ставим третий палец на белую клавишу, и кисть с помощью запястья
совершает повороты вправо-влево до отказа.
Чтобы избежать вспомогательных движений, желательно корректировать
исполнение упражнения «ручным способом»: одна рука педагога придерживает
локоть ребенка, не давая ему возможность разворачиваться вместе с запястьем.
Прямой кистью другой руки довольно близко, держаться как плоскость, над кистью
ребенка. Условие такое: работать «рулем» так, чтобы не касаться ладони педагога.
Такое движение в практике называют «боковыми движениями» запястья.
Движения запястья к первому пальцу легче для ребенка, благодаря силовым
функциям первого пальца. Движения в сторону пятого пальца. сложнее, и дети
часто пытаются подменить его движением локтя. В таком случае опять-таки
возможна помощь педагога - при игре слегка нажать на запястье ребенка у первого
пальца.
В итоге ребенок наглядно убедится, что запястье — послушный руль и хорошо
разворачивается как в сторону пятого пальца, так и в сторону первого пальца.
Упражнения на вращательные движения кисти
26
Упражнение «Рисуем круг»
Третий палец ставим на клавишу, не забывая о цепкости. Запястьем рисуем круги в
разные стороны. Руки соревнуются между собой на лучший «рисунок».
Этот вид движения запястья в качестве игрового приема не нужен в первый год
обучения. Но пианистический аппарат ребенка должен получить разнообразную
«двигательную» информацию.
Упражнения на интонированное легато
1
вариант:
Пользуемся приобретенным в упражнениях и закрепленным в пьесах навыком игры
«вдох - выдох».
Первый звук играется «на выдохе» - движением запястья от высокого положения к
относительно низкому. На этом же звуке - запястье начинает медленно подниматься
в высокое положение, а соседний звук исполняется скользящим, «гладящим»
движением соседнего пальца.
Обращаем внимание на движение запястья. Запястье поднимает и опускает кисть
только на первом звуке. Второй звук играется цепко кончиком соседнего пальца,
как бы скользя по клавише, на уже начавшемся движении запястья вверх, что
обеспечивает интонационную правильность звучания:
2
вариант:
Для уточнения различных видов динамического интонирования можно
применять подтекстовки - любые двусложные слова с ударением на первом
слоге,
например: Катя, Саша, Маша и д.р.
Если динамику интонаций, учащихся исполняет неверно, то в словах меняется
ударение. Ошибки становятся очевидными.
Указанные интонации отрабатываем несколько занятий. Выбираем пары
пальцев, из которых первый короче, второй длиннее, так как «нащупать» более
27
тихий второй звук во время движения запястья вверх легче более длинным пальцем
(4 - 3; 1 - 2; 2 - 3; 5 - 4).
После усвоения двузвучных интонаций легато, переходим к трехзвучным.
К интонациям подбираем, соответствующие динамике слова:
А) ВЕТЕРОК
Б) ЛАСТОЧКА
д) Листочки
Интонации исполняем средними, длинными пальцами 2-3-4, так как эта позиция
наиболее устойчива.
а) Интонация «ветерок» начинается высоким запястьем «на вдохе». Второй палец
почти выпрямлен. Медленно и плавно запястье опускается к последнему звуку «на
выдохе», что создает небольшое нарастание динамики.
б) Интонация «ласточка» начинается низким запястьем «на выдохе», а
заканчивается на «вдохе», что ослабляет звучание.
в) Интонация «листочки» начинается и заканчивается высоким запястьем, на
среднем же звуке оно опускается вниз.
Таким образом, педагог помогает ребенку понять, что интонационная динамика
создается с помощью вертикальных движений запястья.
После закрепления коротких интонаций легато переходим к фразировочным
построениям, «расшифровка» которых производится в зависимости от характера
мелодии по уже знакомым принципам.
Анализ интонационного строения фразы, превращающий ее в живую
музыкальную речь, часто носит индивидуальный характер, поэтому точно
систематизировать фразированные и интонационные правила невозможно. На
начальном этапе обучения ребенка очень важно приучить, с первых шагов, мыслить
и слышать интонационно. Освоение навыка игры легато не должно носить
формальный характер механического соединения двух и более звуков.
После усвоения ребенком всех предыдущих пианистических приемов педагог
переходит к обучению непосредственно пальцевой игре. Этому способствуют
специальные
подготовительные упражнения, которые
используются в
28
определенной
последовательности.
Эти
упражнения
поэтапно
развивают
самостоятельность двигательных возможностей пальчиков ребенка.
Упражнение «Марширующие гномы»
Представляем маленьких гномов, которые шагают ножками, сидя на ступеньках.
Пробуем «шагать» вместе с ребенком. Замечаем, что колени согнуты, ноги шагают,
а тело неподвижно, сидим спокойно. Пробуем пальчиками «шагать» на столе, как
гномы ножками. Работают разные пары пальцев 2 и 4, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3 и т.д. Делаем
вывод: кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые
пальчики.
Упражнение
«Цапля»
Вспоминаем, как ходит цапля - высоко и важно поднимая длинные ноги.
Представляем
свои
пальчики
такими
же
длинными,
тогда
они
будут
подниматься выше.
Упражнение «Барабанщики»
Упражнение служит созданию ощущения расчлененности игрового
аппарата: свободная тяжесть плеча, слегка поддерживаемое предплечье, легкая
кисть, самостоятельно двигающиеся пальцы.
Первый этап:
Ребенок кладет основание ладони на раму клавиатуры - это опора для свободы
вышележащих частей руки. В этом положении легко «барабаним» пальцами по
клавишам.
Второй этап:
Упражнение повторяется, но основание ладони беззвучно кладем на белые
клавиши - это подразумевает легкое поддерживание предплечья.
Третий этап:
Упражнение повторяем без всякой опоры - кисть слегка приподнята над
клавиатурой.
29
Упражнение на тренировку маховой силы пальцев
Каждый из пальцев поочередно поднимается, насколько возможно, высоко и
быстро, резко ударяет по клавише. При подъеме палец почти выпрямлен. В этом
случае расстояние между ногтевой фалангой и клавишей будет больше, чем при
закругленном, а значит удар сильнее. Запястье несколько занижено. В этом
упражнение временно не обращаем внимание на качество звукоизвлечения, так как
сосредотачиваемся на маховом движении пальца. Выполняем упражнение со
счетом «и - раз». На «и» медленно и свободно поднимаем палец до предела. На
быстрое «раз» - делаем резкое маховое движение вниз. После взятия звука, палец
тотчас теряет активность - не давит на клавишу, иначе напряжение предыдущего
пальца затруднит действие последующего.
Характер удара без дальнейшего давления показываю ребенку на его руке.
Проверить качество ударности пальцев можно на столе: беззвучность пальцевых
прикосновений говорит об отсутствии ударности.
Успешность работы по развитию пианистического аппарата и обучению детей
элементарным приемам звукоизвлечения обеспечивает основу для следующего
этапа
деятельности
определенных
–
разучивания
программой.
В
ходе
простых
музыкальных
«репетиций»
педагог
произведений,
опирается
на
индивидуальную степень постановки руки и овладения приемами музицирования.
Длительность этого этапа для каждого ребенка своя. Количество произведений
возможных для исполнения ребенком определяется также индивидуально.
Произведения, в той или иной мере, готовые к исполнению, публично
представляются ребенком. Выступление по его окончанию анализируется
педагогом совместно с ребенком (возможно участие родителей).
30
Условия реализации программы
Срок освоения программы в соответствии с учебным планом составляет 1 год.
Возраст участников кружка 5 – 6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30
минут. Качество результатов обучения детей игре на музыкальном инструменте во
многом зависит от непрерывности системы, то есть – от фактического посещения
ребенком кружка.
Форма обучения - индивидуальная.
При наличии музыкального инструмента в домашних условиях, руководитель
кружка дает родителям рекомендации по организации упражнений музицирования.
Реализация Программы предусматривает наличие специальной фоно и
видеотеки, позволяющей обогатить опыт восприятия детьми музыкальных
произведений и образцов сценической культуры.
Один раз в квартал организуется отчетный концерт, который может быть
включен в сценарий праздников, развлечений, фестивалей творчества или
проходить как самостоятельная форма презентации достижений детей – участников
кружка. Этот отчет служит средством соотношения заказа и качества его
исполнения, поэтому каждый родитель – заказчик дает свою оценку музыкально –
исполнительской деятельности ребенка и определяет степень ее соответствия
договорным ожиданиям.
В конце учебного года подводятся итоги образовательной деятельности по
обучению детей элементарному музированию - игре на фортепиано. Итоговая
оценка складывается из ежеквартальных и рассматривается в динамике.
Главными заказчиками образовательной деятельности являются дети, именно
поэтому их отзывы служат основным оценочным показателем качества и
эффективности деятельности музыкальной студии. Удовлетворенность родителей
качеством
платной
дополнительной
услуги
также
служит
показателем
эффективности индивидуального обучения.
31
ЛИТЕРАТУРА
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] /
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Алексеева, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А. Д.
Алексеева. – М.: изд-во Музыка, 1978. - 286 с.
3.
Алпарова,
Н.Н., Николаев, В.А., Сусидко, И.П., Музыкально-игровой
материал для дошкольников и младших школьников: Учебнометодическое пособие
[Текст] / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П.
Сусидко – М.: Владос, 2000. - 135 с.
4.
Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой: учебное пособие [Текст] /
А.Д. Артоболевская.- СПб.: изд-во Композитор, 2009. - 180 с.
5.
Белованова, М.Е. Музыкальный учебник для детей [Текст] / М.Е.
Белованова. – М.: Феникс, 2010. – 192 с.
6.
Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой [Текст] / Е.Я. Либерман.
– М.: Классика XXI, 2003. – 148 с.
7.
Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано» [Текст] / Г.М. Цыпин. – М.:
Просвещение, 1984. – 176 с.
8.
Юдовина – Гальперина, Т.Е. За роялем без слез [Текст] / Т.Е. Юдовина –
Гальперина. – СПб.: изд-во Союз художников, 2002. – 112 с.
32